После пандемии в городах должно стать больше места для людей, чтобы можно было безопасно находиться на улицах. Это место в городах есть, но зачастую оно используется крайне неэффективно — например, отдано под движение или парковку автомобилей. Многие города от такого наследия ошибочной политики стараются избавиться. Недавно проект преобразования одной из главных улиц представили в Торонто.
Ещё Чарльз Диккенс, посещая Торонто, обратил внимание на Юниверсити-авеню — улицу шириной более 35 метров с каштановыми аллеями по краям. «Возможно, это лучшая улица Канады, если не всего континента», — писал он. Сейчас так вряд ли кто-то опишет эту улицу: проводить на ней время не очень-то хочется.
Исправить ситуацию несложно, учитывая, насколько ценным сделала пространство пандемия. По всему миру города делают улицы доступнее для людей, чтобы была возможность ходить пешком, ездить на велосипеде и отдыхать, соблюдая безопасную дистанцию. Большинство происходящих изменений — несложные и недорогие.
Ландшафтные архитекторы в Торонто предложили свой вариант преобразования Юниверсити-авеню — почти 4 гектара ныне заасфальтированного пространства должны стать зелёной зоной. Получится улица, похожая на бульвар Рамбла в Барселоне. Плюсов у такого проекта много: пространство станет приятнее для множества сотрудников и пациентов близлежащих больниц, появится велоинфраструктура. Не менее важно и просто символически показать пример: изменения возможны даже в центре крупнейшего города Канады (население Торонто — 2,7 миллионов человек).
По предложенному проекту должно измениться пространство между парком Куинс и мэрией — это примерно как если в Москве преобразовать Тверскую от Охотного ряда до Бульварного кольца. Как это сделать? Буквально отмотать время назад. Юниверсити-авеню в 1940-х–50-х испортили ради того, чтобы по ней могли проехать всё больше автомобилей — увеличили количество полос, срубили взрослые деревья. Архитекторы предложили такие изменения «откатить».
Провозная способность улицы от этого не пострадает: там останется четыре полосы для автомобилей и появятся две велодорожки. Всё это будет не как сейчас — бульвар, разделённый аллеей посередине — а двустороннее движение с одной стороны улицы. Другая сторона будет полностью отдана людям: появится озеленение, велодорожки и место для пешеходов. Подсчёты показали, что предложенный проект практически не повлияет на автомобильный трафик — но эффект для города будет значительным.
Многие города отреагировали на пандемию, отдав часть пространства пешеходам и велосипедистам. Где-то сделали это совсем недорогими (но не менее действенными) способами, где-то, как в Торонто, с той же целью предлагают долгосрочные проекты. Как и во многих случаях, российским городам (и Москве) есть у кого поучиться.